Долгое восхождение.
Писать
о Владимире РЕКИНЕ и легко, и
сложно. Легко, потому что он
известен и даже популярен, ибо
не упускает возможности
участвовать в любом сколь-нибудь
значимом вернисаже, и зрители
хорошо знают его работы. Но
писать о нем сложно, поскольку
очень самобытен его путь в
искусстве, а за сорок лет
увлечения акварелью художник
творчески видоизменил этот
традиционный материал. А все
начиналось в далекие
пятидесятые прошлого века в
изостудии при заводе «Двигатель
революции». Именно тогда
паренька пожизненно заразил
искусством местный пейзажист Д.
Н. Куникеев. И с той поры
продолжается долгое
восхождение Владимира Рекина к
высотам подлинного искусства. В
1964 году в Гурзуфе он знакомится
с выдающимся живописцем Олегом
Григорьевичем Бордеем и
ежегодно в течение многих лет
выезжает в Дома творчества «Горячий
ключ», «Челюскинская», имени К.
Коровина, где в творческом
контакте с маститыми
художниками постигает
многотрудные азы изоискусства.
Дальше
было Горьковское
художественное училище, а после
— трудный и не слишком богатый
путь свободного художника.
Пожалуй, «столбовым» он стал с
1975 года, когда Виктор Тырданов
вместе с опытнейшим московским
иконописцем отцом Вячеславом
Савиных занялся возрождением
российской иконописи. За 25 лет
Виктор расписал более двадцати
церквей, в том числе
нижегородский Кафедральный
собор, и по праву считается
одним из ведущих церковных
художников России.
В
1975-м его принимают в Союз
художников, и Рекин становится
постоянным участником
всесоюзных, республиканских и
зональных выставок. Вскоре
приходит заслуженный успех:
яркие, самобытные работы
акварелиста видят зрители
Москвы, Литвы, Алма-Аты и города
Кесселя в Германии… Казалось
бы, цель достигнута, признание
пришло, можно расслабиться и
даже почивать на лаврах.
Наверное, этим соблазнились бы
многие, но только не Рекин!
Властная, неизбывная жажда
совершенства постоянно трезвит
его, порождая творческую
неудовлетворенность и
бескомпромиссную строгость к
себе. Большой знаток истории
искусства, художник знает,
какие опасности поджидают
творцов на пути к совершенству,
как коварна слава и
самоуспокоенность, порождаемая
ею. А потому Владимир Рекин — в
неизменном поиске, свободно
меняет манеру письма и даже
изобретает собственный
красочный состав, ибо ему тесно
в традиционной акварельной
живописи.
—
В искусстве надо найти свою «узкую
щель», — убежденно говорит
мастер, — иначе всю жизнь
будешь работать впустую.
Традиционное образование
натаскивает на общее, на
искусство «вообще», а ты должен
нащупать свое, индивидуальное,
и упорно разрабатывать его.
Ремесло ремеслом, но главное в
искусстве — душа, именно она
диктует средства выражения…
Это
творческое кредо никогда не
подводило Владимира Рекина, в
этой устремленности на
предельную искренность залог
его дальнейшего восхождения. А
в том, что оно будет
благотворным, нет и не может
быть сомнений. И свидетельством
тому — уважение, которое питают
к художнику его взыскательные
собратья по кисти.
Олег Бордей:
— Его
искусство — это образ плюс еще
удивительное качество: смена
выразительности языка от цикла
к циклу. Это качество редко
встречающееся.
Мне
всегда была мила одна его черта
— дар собеседника, любителя
искусства, его широкая эрудиция
и знание мирового искусства,
что нас сближает.
Евгений Юсов:
—
Живопись Рекина является
своего рода феноменом в графике
Нижнего Новгорода, так как у нас
еще сильны тенденции к
усредненности творческого
ведения, к боязни сильного и
яркого звука в живописи. Он
прошел великолепную школу
акварели у замечательных
мастеров, приезжавших в Гурзуф.
Владимир взял у них многое: и
практические навыки, и умение
видеть мир великолепным и
красочным. Он нашел свою дорогу
в многозвучном и ошеломляющем
мире цвета и света…
Можно
привести десятки подобных
откликов, они будут облечены в
различную словесную форму, но
одно останется неизменным:
искреннее уважение к мастеру,
ни разу не солгавшему в
творчестве, высоко несущему
свое трудное, но столь
живительное призвание…
Путь
истинного художника, в ком
присутствует божественный дар,
никогда не бывает простым; лишь
приземленный ремесленник
самодоволен и «самодостаточен».
Настоящий художник обостренно
ощущает несовершенство
окружающего и свою
незавершенность, а потому душа
его почти всегда голодна и
взыскует красоты. Но достичь ее
можно только адским,
изматывающим и возвышенным
трудом. Вот почему Владимир
Рекин ненасытен в работе, а с
годами — вдвойне.
Незаурядная
энергия и талант понуждают его
постоянно быть в форме.
Поразительно: в течение года
художник участвует в 15—20
вернисажах! И это не предел:
глубинная, ненасытная любовь к
искусству придает ему
дополнительные силы, которым
воистину не видно конца.
|